Версия для слабовидящих

Новости

29.10.2015Новая Новость

Государственный земельный надзор как эффективная мера обеспечения правового режима земель в Российской Федерации

Земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Одновременно земля выступает в качестве недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю.

Под правовым режимом земель понимается установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.   Определяется правовой режим земель, согласно Земельному кодексу, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Одним из основных механизмов обеспечения правового режима использования земель является контроль со стороны государства, то есть деятельность уполномоченных органов государственной власти,  направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами с возможностью применения мер государственного принуждения.

В соответствии с действующим законодательством, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора в отношении земли как объекта права, является  Росреестр и его территориальные органы.

Государственный земельный надзор выступает необходимым инструментом управления, который обеспечивает функционирование правовых механизмов в сфере земельных отношений, и выполняет три основные функции: предупредительную (профилактическую), направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах, и карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности.

Осуществление государственного надзора за соблюдением земельного законодательства позволяет предотвращать нарушения земельного законодательства в части использования земель, повышать их плодородие и обеспечивать меры по охране земель, пресекать самовольный захват земельных участков, выявлять неплательщиков земельного налога, повышать эффективность использования земель на территории Российской Федерации.

Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, а также использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;  
         -  требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

- требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

- требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В рамках государственного земельного надзора осуществляются:

организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Государственный земельный надзор является эффективным механизмом обеспечения установленного правового режима использования земель всех категорий  и служит достижению таких целей как:

- своевременное выявление и пресечение нарушений земельного законодательства;

- профилактика правонарушений в области земельного законодательства;

- учет земельных участков с целью последующего налогообложения;

- вовлечение в налоговый оборот земельных участков, не участвующих в формировании доходов бюджетов и как результат пополнение бюджетов различных уровней;

- предотвращение различного рода злоупотреблений и нарушений органами местного самоуправления и органами власти при предоставлении земельных участков.

-  и как следствие повышение эффективности управления земельными ресурсами.

Реализуя предоставленные законом полномочия, органы государственного земельного надзора видят своей основной и определяющей целью обеспечение и поддержание законности в сфере землепользования.  

 

 

Главный специалист-эксперт

 отдела государственного земельного надзора

 Управления Росреестра по Республике Карелия

Скорик Ю. А.


 

← вернуться в раздел