Версия для слабовидящих

Новости

8.04.2016Новая Новость

 

Распоряжение имуществом подопечного

 

Современным российским законодательством установлен особый правовой режим имущества подопечных. При этом необходимо учитывать и особенности положений законодательства по вопросу распоряжения имуществом подопечных.

Подопечный – это гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство. К категории лиц, находящихся под опекой, относятся малолетние дети, то есть дети в возрасте до 14 лет, а также граждане, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Вместе с тем, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

Следует отметить, что опекуны являются представителями подопечных в силу закона, то есть без специального полномочия, и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных.

По общему правилу, имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением некоторых ситуаций, совершаемых к выгоде подопечного. Вместе с тем, для заключения сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, либо на дачу согласия на совершение сделки несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Порядок получения такого разрешения указан в статье 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. При этом, распоряжаясь имуществом подопечного, опекун обязан учитывать мнение подопечного, а при невозможности установления его мнения - учесть информацию о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Правовое положение опекунов как законных представителей подопечного, а также фактическая возможность попечителей оказывать влияние на формирование воли подопечного определили установление запрета для опекунов, попечителя, их супругов, близких родственников совершать сделки с подопечными. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Исходя из норм Семейного Кодекса Российской Федерации к ним относятся родственники опекуна по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

 В то же время ничто не мешает перечисленным лицам сделать подарок (и даже очень ценный) подопечному либо просто передать ему какое-либо имущество в дар или безвозмездное пользование.

На сегодняшний день в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесены изменения относительно формы сделки по распоряжению имущества подопечного. Из содержания пункта 2 статьи 30 указанного закона  следует, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

Поскольку юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных, установленные действующим законодательством особенности правового статуса имущества подопечных представляются целесообразными и способствуют охране прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных собственников жилых помещений.

 

 

Ответственность за нарушения при использовании

земельного участка

 

Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 74 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением в сфере земельного законодательства является административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Например, согласно ст. 7.1. КоАП РФ совершение гражданином административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, все используемые земельные участки и их части должны использоваться на основании правоустанавливающих документов, должны быть поставлены на государственный кадастровый учет. Права на земельные участки подлежат государственной регистрации (государственная регистрация не обязательна в случаях, если права на недвижимое имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года           № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», т.е. если недвижимое имущество было приобретено правообладателем до 31 января 1998 г.).

Использование земельного участка за пределами границ отвода, либо использование земельного участка площадью, превышающей площадь, указанную в правоустанавливающих документах, а также использование земельного участка без правоустанавливающих документов  является   административным правонарушением, предусмотренным ст. 7.1 КоАП РФ.

Часто встречается заблуждение о том, что членская книжка садовода является достаточным документом для правомерного использования садового участка. Росреестр напоминает, что членская книжка садовода не является надлежащим документом; все земельные участки, в том числе и в садоводческих товариществах, должны использоваться на основании правоустанавливающих документов, к которым, например, относится договор купли-продажи, акт о предоставлении земельного участка и т.п. Таким образом, использование земельного участка на основании членской книжки садовода также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Статья 42 Земельного кодекса РФ устанавливает для собственников земельных участков обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Нарушение собственником установленных правил целевого использования участка в предусмотренных законом случаях влечет прекращение права собственности и изъятие участка у собственника.

В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за указанные правонарушения установлена ст.  8.8 КоАП РФ. Частью 2              ст. 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным законом. Например, совершение гражданином такого правонарушения влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 3 указанной статьи КоАП РФ неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом влечет наложение административного штрафа.  В случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, то гражданин понесет административную ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка - в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Размер штрафа для юридических лиц, совершивших указанное правонарушение,  в разы больше и составит: от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

При выявлении административного правонарушения, предусмотренного вышеназванными статьями КоАП РФ, в адрес нарушителя направляется предписание об устранении правонарушения; в случае неисполнения предписания, нарушитель несет административную ответственность: в соответствии с ч.25, ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей. Совершение в течение года повторного административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.

 Таким образом, в целях недопущения совершения административных правонарушений и их последствий (штрафных санкций, возможного прекращения права собственности или аренды на земельный участок и пр.) необходим личный контроль пользователей земельных участков за соблюдением норм земельного законодательства, ответственное и благоразумное отношение к своим правам и обязанностям.

 

Государственный земельный надзор

как инструмент стимулирования правомерного поведения участников земельно-имущественных отношений»

 

Земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Одновременно земля выступает в качестве недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю.

Одним из основных механизмов обеспечения правового режима использования земель является контроль со стороны государства, то есть деятельность уполномоченных органов государственной власти,  направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами с возможностью применения мер государственного принуждения.

В соответствии с действующим законодательством, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора в отношении земли как объекта права, является  Росреестр и его территориальные органы, в частности, Управление Росреестра по Республике Карелия (далее – Управление).

К числу требований закона, надзор за соблюдением которых осуществляет Управление, можно отнести:

- требования о недопущении самовольного занятия земельных участков, а также использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок;    

- требования об использовании земельных участков по целевому назначению;

-требования, связанные с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением земель, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") и проч.

Кроме того, Управление осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Как известно, произошедшие в 2015 году масштабные изменения законодательства в сфере земельно-имущественных значительно ужесточили  ответственность за нарушения земельного законодательства. Механизм определения размера административных штрафов теперь поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельных участков, на которых допущены нарушения.

Например, за совершение наиболее распространенного нарушения – самовольного занятия земельного участка,  нарушителю-физическому лицу придется заплатить штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, а если кадастровая стоимость не определена – от пяти до десяти тысяч рублей. За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, для граждан предусмотрен штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, для юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей.

В рамках государственного земельного надзора проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований земельного законодательства, осуществляется систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства, принимаются предусмотренные законом меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Плановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физических и юридических лиц проводятся согласно ежегодным планам, разрабатываемым и принимаемым в установленном порядке, не чаще чем один раз в три года, в отношении органов местного самоуправления и органов государственной власти – не чаще одного раза в два года. 

Основанием для проведения Управлением внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства может послужить поступившая информация о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан. Источниками такой информаций могут выступать обращения и заявления граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, средства массовой информации и проч. Внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся после согласования с органами прокуратуры.

Кроме того, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения предписания об устранении ранее выявленного нарушения земельного законодательства, а также обнаружение признаков нарушения земельного законодательства в ходе административного обследования объекта земельных отношений.

В случае выявления по результатам проверки нарушения требований земельного законодательства в адрес виновного лица выносится предписание, обязывающее устранить допущенное нарушение в течение определенного срока (не более полугода). Такое предписание является обязательным для исполнения  с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. Предписание находится на контроле Управления, за его неисполнение в установленный срок законодательством установлена административная ответственность в виде административного штрафа.

Следует отметить, что с 2015 года существенно ужесточена административная ответственность за неисполнение законного предписаний органа государственного земельного надзора. Так, штраф для физического лица составляет от десяти до двадцати тысяч рублей, за повторное совершение этого  правонарушения в течение года – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

К числу иных мер, принимаемых Управлением к устранению выявленных нарушений, относится направление материалов по неустраненным нарушениям в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Например, соответствующий орган, исполняющий полномочия собственника земельного участка, на котором виновным лицом допущено нарушение в виде самовольного занятия земельного участка, обязан обратиться в суд с иском об освобождении такого участка и взыскании в бюджет неосновательного обогащения за фактическое пользование землей.

Помимо осуществления надзорной деятельности посредством организации и проведения проверок, Управлением осуществляется систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства.

Одной из форм такого наблюдения являются административные обследования объектов земельных отношений. Этот принципиально новый институт введен в 2015 году и позволяет уполномоченным должностным лицам исследовать состояние и способы использования земельных участков на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами. Административное обследование проводится без доступа на обследуемый участок и без взаимодействия с его правообладателями.

Еще одной формой систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства является анализ правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель на предмет соответствия их содержания действующему законодательству.

В рамках реализации указанных полномочий Управление проверяет соблюдение сроков рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении находящихся  в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также законность удовлетворения или отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка. 

При обнаружении правового акта органа государственной власти или местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель, противоречащего требованиям земельного законодательства, Управлением вносится предложение о приведении такого акта в соответствие с законом. Если в установленный срок акт не будет приведен в соответствие с законом, информация об этом направляется в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. 

Говоря о предоставлении земельных участков, необходимо обратить внимание читателей на то, что с начала 2016 года в Республике Карелия полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от органов местного самоуправления Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок (ГКУ «Управление земельными ресурсами»). Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, по-прежнему осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

В целях осуществления надлежащего контроля за использованием и охраной земель Управлением налажено эффективное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, например, Росприроднадзором, Россельхознадзором, правоохранительными органами – прокуратурой и полицией, органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по проведению муниципального земельного контроля и проч.

Практика правоприменения показывает, что органы государственного земельного надзора наделены широким спектром полномочий, а также реализуют отработанные и подтвердившие свою эффективность механизмы выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере земельно-имущественных отношений, направленные в конечном итоге на обеспечение и защиту имущественных прав землепользователей, вовлечение земельных участков в легальный гражданский оборот, формирование налогооблагаемой базы. 

 

 

 

 

 

← вернуться в раздел